«Возрождение нашей страны невозможно без возвращения к культурному и духовному наследию. От духовного выбора интеллигенции и всего общества в целом зависит будущее России,
ее безопасность и жизнь будущих поколений».
Патриарх Московский
и всея Руси Алексий II.
Возрождение Оптиной пустыни началось с 1987 г., когда Постановлением Правительства РСФСР от 4/17 ноября 1987 года, в преддверии великого юбилея — тысячелетия Крещения Руси, пустынь была возвращена Церкви. Определение Священного Синода Русской Православной Церкви об открытии монастыря было принято 17/30 декабря 1987 года. Первым наместником ставропигиального монастыря был назначен архимандрит Евлогий (Смирнов; впоследствии архиепископ Владимирский и Суздальский).
Время основания Оптиной неизвестно. Есть предположение, что она была основана монахолюбивым князем Владимиром Храбрым, или ближайшими его наследниками. По другой версии ее основал в древние времена покаявшийся разбойник Опта, принявший в монашестве имя Макария, почему ее называли и Макарьевской. Однако более реальным является предположение, что ранее обитель была общей для монахов и монахинь — а таковые ранее носили название Оптиных.
Первые документальные свидетельства об Оптиной пустыни появились в начале ХVII в. В 1689 году заложен был соборный каменный храм, в возведении которого оказывали помощь цари Иван V и Петр I и царевна Софья. В 1724 году обитель по бедности была упразднена, но в 1726 году восстановлена.
В 1795 г. на нужды Оптиной пустыни обратил внимание преосвященный Платон, митрополит Московский и Калужский, который принял надлежащие меры для восстановления обители.
Духовный расцвет Оптиной пустыни начался, когда при монастыре по благословению митрополита Филарета Киевского в 1821 г. был основан скит во имя святого Иоанна Предтечи, куда были приглашены из Рославльских лесов первые старцы Моисей и его брат Антоний. Скит стал сердцем обители, создал историческую духовную славу Оптиной пустыни. Тысячи людей: от беднейших крестьян до особ императорской фамилии, стремились в Оптину к старцам. В это время в монастыре было возрождено старчество — вид духовного наставничества, издревле практиковавшийся, но практически позабытый в поздние времена. Старец ведал всей духовной жизнью монастыря. К нему за словом утешения и за советом тянулись страждущие миряне от беднейших крестьян до знатных особ. «Столпом» оптинского старчества был преподобный Амвросий (1812—1891), канонизированный в 1988 году. Будучи центром старчества, монастырь привлекал к себе выдающихся деятелей России и оставил удивительный след в отечественной культуре. Туда приезжали историки Погодин, Вл.Соловьев, С.П.Шевырев, писатели Гоголь, Ф.М. Достоевский, Л.Н.Толстой, А.К.Толстой, братья Киреевские и Аксаковы, А.Жемчужников, Апухтин... Бывали в Оптиной и члены императорской фамилии: вел. кн. К.К.Романов с сыновьями, вел. кн. Елизавета Федоровна.
Значение Оптиной пустыни в отечественной истории трудно переоценить.
Оптина Пустынь - это значительно больше, чем памятник архитектуры, культуры, истории. |